КЦ "Хитровка"

Спектакль "Мечтатель. Или почему я"

Интервью с режиссёром Юрием Макеевым, "Театр вкуса"
А то, что я делаю - я об этом мечтаю или нет?
- Первый вопрос: как родилась идея спектакля «Мечтатель. Почему я» ?

- Хороший и сложный для меня вопрос. Родилась много-много-много лет назад, когда я подумал: "А то, что я делаю - я об этом мечтаю или нет"?
И я начал смотреть вокруг себя, стал задавать себе разные вопросы. Все, что происходит с этими людьми, которые идут по улице, работают каждый день в офисах, на трамваях ездят...и так далее. Они об этом мечтали, о такой жизни, профессии?
В какой-то момент я понял, что эти люди, в большинстве своём, наверное, забыли о своей мечте. О том, кем они мечтали быть изначально. Может поэтому, отчасти они потеряли кусочек своего счастья. Потому что когда твоя мечта сбывается, ты становишься в этот момент счастливым. Ведь когда ты любишь своё дело, ты об этом мечтал и грезил, ты становишься счастливым человеком. Это перестаёт быть твоей работой, это становится частью твоей жизни. Ты не можешь без этого жить. Собственно говоря, это стало неким импульсом для размышления на тему «мечты», но есть второе название «Почему я» - почему Я сейчас этим занимаюсь. Почему сейчас в моей жизни она, он, эти дети. Кто гости моих желаний?

В моём случае спектакль - это история о некоем молодом человеке, которому 27 лет, и он рассказывает нам о чем он мечтал. И что все, о чем он мечтал – всё сбывалось. Это так интересно, потому что его мечта оживает через зал. Потому что здесь возникают папа, мама, друзья, братья, путешествия, лагерь, любовь и так далее.

В первую очередь нужно быть честным по отношению к себе, и только тогда ты сможешь быть честным по отношению к семье, к своим друзьям и к своему делу.
- Какой бы вы совет дали взрослым людям, как им не забывать о своих мечтах? Как придерживаться того, чего они хотели, в детстве или в юности?

- Мне кажется, что мечта это как родничок, как звездочка какая-то. Нужно психологически умыться, принять такой душ контрастный в своей жизни. Мне кажется, у любого человека возникает этот вопрос, этот щелчок «мечтаю я об этом или не мечтаю"?
У меня было. Я оказался далеко от города, далеко от дорог. Я просто лег в поле, и вдруг растворился минут через пятнадцать, может меньше. По мне стали ползать букашки, прыгать кузнечики. И я стал одним целым с этим полем. Произошел некий инсайт. Я маленький кусочек в мироздании, для чего я здесь? Почему я делаю то что делаю? Я же не хотел этого делать. Буду делать то, о чем мечтал. И я так потихоньку от мечте к мечте, и очень честен по отношению к себе.
В первую очередь нужно быть честным по отношению к себе, и только тогда ты сможешь быть честным по отношению к семье, к своим друзьям и к своему делу. Если ты всю жизнь мечтал с деревяшками возиться, а ты сидишь в офисе и бьешь по кнопкам, и повышаешь продажи или понижаешь продажи. Будешь ли ты в результате счастливым, не знаю… Может быть, если ты возьмешь в руки деревяшку именно это и сделает тебя счастливым, и ты будешь лучшим мастером по этим деревяшкам.

Я маленький кусочек в мироздании, для чего я здесь?
- Чем отличается взаимодействие со зрителем «Театра вкуса» от других современных театров? Как вы общаетесь со зрителем?

- Я знаю одно – мне важно выстроить доверительный разговор с залом. На меня сильно повлиял Гришковец, когда я - драматический актёр, сидел в зрительном зале и думал: «как так, он не играет, а просто со мной говорит и я ему верю, включаюсь в эту историю, погружаюсь» и это круто было тогда.

Я подумал, может создать что-то подобное, но не в буквальном смысле. Наши первые спектакли были интерактивные, но мы не аниматорством занимались, мы доводили контакт со зрителем до прямого. Я пока что, как выпускник российской академии театрального искусства не очень понимаю, что за театр у меня получился с моими друзьями. Но я это называю «доверительный театрализованный разговор», где есть внутренняя драматургия, есть темп и ритм спектакля, музыкальный ряд – законы театра работают. Мне важно, чтобы тема, которую я задаю в своих историях нашла отклик у зрителя, чтобы придя домой они поговорили об этом со своими близкими. Мы же совсем перестали доверительно разговаривать, мы боимся этого...

- Для кого этот спектакль?
- Это своеобразная связь времён. Потому что когда я рассказываю о своих мечтах, о своем детстве это в первую очередь провокация для старшего поколения. Когда я говорю «подарил планшет», дети реагируют – круто, планшет! А я ведь говорю про планшет офицера, понимаете. Понятия поменялись.
Мне важно в самом спектакли показать какие-то вещи из моего детства, о которых я только мог мечтать или которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Например горные лыжи, которые не могли себе позволить купить мои родители или книга Федор Конюхов. Конюхов – человек, который с детства мечтал путешествовать. Он видел весь мир, хотя сам из маленькой деревушечки. И мне важно сказать этим людям, своим зрителям, чтобы они путешествовали и вообще делали то, о чём всегда мечтали.

Надо жить!

Культурный центр "Хитровка"
Подколокольный переулок д.8, стр. 2
Made on
Tilda